«Вопрос лежит в плоскости идеи, незачем выводить ее в практическое применение». Почему в России пока не выписали ни одного штрафа за склонение к абортам

РПЦ надеется добиться введения штрафов на федеральном уровне уже до конца года

Штрафы за склонение к абортам могут ввести на федеральном уровне уже до конца года - это пожелание РПЦ

Инициатива фонда «Женщины за жизнь» о введении на федеральном уровне штрафов за склонение к абортам может быть рассмотрена Госдумой до конца года, говорят источники «Вёрстки» на Охотном ряду: этого активно добивается РПЦ. С 2023 года такие законы на местном уровне приняли 25 регионов. При этом «Вёрстке» не удалось обнаружить сообщений о возбуждении дел о склонении к абортам. Собеседники в регионах подтверждают: законы вводились исключительно по рекомендации Кремля, а их применение довольно затруднительно. 

Чтобы не пропустить новые тексты «Вёрстки», подписывайтесь на наш телеграм-канал

Без штрафов, но с запугиванием

«Вёрстка» проверила сайты районных судов и мировых судей нескольких регионов — Мордовии, Крыма и Санкт-Петербурга — и не нашла ни одного дела о склонении к абортам. Публично о таких делах тоже не сообщалось, хотя уже 25 регионов ввели у себя штрафы за «понуждение беременной женщины» «путём уговоров, предложений, подкупа и обмана». 

Чиновникам из двух регионов ЦФО журналисту «Вёрстки» вообще пришлось напоминать, о каких именно штрафах идёт речь. Первый сообщил, что никаких штрафов в регионе за время действия нормы выписано не было. Другой сообщил, что у чиновников «нет времени администрировать еще и это».

26‑й регион

Вероятно, скоро в числу регионов, которые ввели штрафы за склонение к абортам, присоединится еще и Якутия. 23 октября парламент Якутии поддержал аналогичный законопроект в первом чтении. 

Собеседник «Вёрстки» в правительстве одного из сибирских регионов подтвердил, что ни дел, ни проверок по склонению в абортам не было. Сам он называет антиабортное законодательство «не столько репрессивым, сколько превентивным», а «специальной задачи кого-то преследовать никто не ставил». Он напомнил, что регионы массово вводили эту меру по рекомендации Кремля («Вёрстка» писала об этом в прошлом году: показатели рождаемости вошли в перечень KPI для глав российских регионов). 

Между тем, регионы продолжают ограничивать прерывание беременности. В Забайкальском крае больницы массово «добровольно» отказались от лицензий на аборты. О давлении на медучреждения со стороны администрации губернатора Александра Осипова рассказали «Вёрстке» источники в правительстве региона и собеседник, близкий к главврачу одной из краевых поликлиник. По словам последнего, министр здравоохранения Оксана Немакина лично звонила с угрозами и обещанием «увольнений и проблем». В некоторых районах края теперь сделать аборт невозможно в принципе: для этого необходимо ехать в крупные населенные пункты или в Читу.

В октябре курганский губернатор Вадим Шумков предложил правительству РФ разрешить тратить деньги из фонда ОМС на выплаты медикам, уговорившим женщин не делать аборт. Такие выплаты уже есть, например, в Нижегородской, Псковской и Вологодской областях, но на них идут деньги из региональных бюджетов, а не федерального. 

Чтобы не пропустить новые тексты «Вёрстки», подписывайтесь на наш телеграм-канал

Собеседник «Вёрстки» в комитете Госдумы по здравоохранению предположил, что инициатива останется прерогативой регионов, чтобы не увеличивать нагрузку на ОМС. Депутат отметил, что работа по «абортной теме» ведется не только по линии Кремля, но и федерального Минздрава: ведомство спускает в регионы рекомендации, которые должны работать на то, чтобы «аборт не был простой процедурой». Собеседник «Вёрстки» подчеркнул, что региональные минздравы, в свою очередь, регулярно отчитываются и о сокращении количества абортов и о числе «отговоренных» женщин.

Источник «Вёрстки», близкий к внутриполитическому блоку Кремля, утверждает, что в АП «не дают разнарядок заводить дела» и сравнение с «врагами» (статьи об экстремизме или дискредитации армии) тут «некорректное». «Государство декларирует, что аборты мы не поддерживаем, и что склонять к ним нельзя, — рассуждает он. — Но начинать охоту на ведьм в этом смысле чревато: реальный запрет абортов тема непопулярная». На вопрос, зачем тогда такая рьяная борьба с абортами вообще нужна, собеседник оговаривается: «В российском обществе есть консенсус, что аборт это плохо. Но возможность его сделать должна быть. Консервативный и патриотический электорат с этой моралью согласен и полностью ее поддерживает. Вопрос лежит в плоскости идеи, незачем пока выводить ее в практическое применение». 

Православная активистка и глава благотворительного фонда «Женщины за жизнь» Наталья Москвитина вручает наклейку «Здесь заботятся о беременных» акушеру-гинекологу в женской консультации при Городской больнице Челябинска №1
Православная активистка и глава благотворительного фонда «Женщины за жизнь» Наталья Москвитина вручает наклейку «Здесь заботятся о беременных» акушеру-гинекологу в женской консультации при Городской больнице Челябинска №1, октябрь 2025 года. Фото: группа ВКонтакте благотворительного фонда «Женщины за жизнь».

Собеседница «Вёрстки» в аппарате правительства еще одного субъекта в Сибири связала отсутствие дел с тем, что в реальности состав сложно доказать. «Беременная женщина должна сама прийти и заявить, что ее кто-то склоняет. Врач, гражданский муж или какая-нибудь феминистка. Крайне мала вероятность, что у этого действа будет свидетель, который сможет донести, — пояснила чиновница. — Там должно быть принуждение, шантаж, уговоры. Убеждение не имеет понятных границ. Я думаю, практика сложится и такие дела будут, потому что СМИ будут широко освещать, причем скорее против женских кризисных центров, чем против безответственных мужиков, которые делов наделали, а отцами быть боятся». 

Формулировки этих написанных как под копирку региональных законов — юридическая фикция, сказала «Вёрстке» юристка и правозащитница Алёна Попова. «Даже сами авторы не смогли провести грань между консультацией и давлением: то ли врач объясняет медицинские показания, то ли уже «склоняет», — говорит Попова. — Важно то, что для дела надо доказать умысел, а здесь это почти нереально. Нужно установить мотив, контекст, внутреннее состояние — то, что в административных делах просто не фиксируется. Без аудиозаписей, признаний или свидетелей это все — просто вредительская, расширенная норма, чтобы давить на женщин, на врачей и на тех, кто будет или кто уже защищает права женщин и права врачей».

При этом, считает правозащитница, закон едва ли поможет привлечь к ответственности реальных насильников, которые против воли женщины заставляют ее делать аборт: «Когда мужчина или родителей реально заставляют женщину идти на аборт, никакая статья не поможет — штраф не спасает от насилия. Женщина в такой ситуации не пойдёт в полицию, потому что ей страшно и она не верит системе. Если такой вот насильник притащит под угрозами женщину делать аборт со словами: вякнешь-грохну, то как и кто его привлечет, если у нас нет защиты от насилия в принципе? А если такой насильник недавно вернулся с войны? И угрозами надавил на женщину, чтобы она сделала аборт, то что? Если его угрозы звучали так: ну ты же знаешь, что кровь для меня не проблема. Едва ли штраф тут поможет».

Борьба за штрафы 

Благотворительный фонд «Женщины за жизнь» предложил на федеральном уровне ввести штраф до 800 тысяч рублей за склонение к аборту. Они разработали текст проекта, который 15 октября обсуждался на площадке Общественной палаты в рамках «нулевого чтения» поправок к закону об основах охраны здоровья. К проекту подготовят резолюцию от участников обсуждения и направят в Госдуму. Проект предполагает штрафы для граждан от 50 до 100 тысяч рублей, для должностных лиц — от 100 до 300 тысяч рублей. Отдельно прописаны штрафы за склонение к аборту несовершеннолетних, на случай давления работодателя, а также в публичных выступлениях, СМИ и интернете. Для граждан до 200 тысяч, для должностных лиц до 500 тысяч, для юрлиц до 800 тысяч рублей.

Участницы забега «В защиту жизни до рождения» держат воздушные шары с лого фонда «Женщины за жизнь»
Участницы забега «В защиту жизни до рождения» держат воздушные шары с лого фонда «Женщины за жизнь», 18 мая 2025 года. Фото: группа ВКонтакте благотворительного фонда «Женщины за жизнь».

Собеседник «Вёрстки» в правовом управлении Госдумы утверждает, что законопроект о склонении на федеральном уровне будет рассмотрен, вероятно, до конца осенней сессии. По его словам, «обкатка в регионах» прошла успешно, но пока в Кремле нет уверенности, что мера «может принести реальную пользу». О возбужденных делах ему неизвестно, но, как он считает, главное, что «люди его поддерживают». 

Источник, близкий к комитету по семейным делам, утверждает, что законопроект будет внесен и рассмотрен в ближайшее время. По его словам, этого давно добивалась РПЦ, и в Кремле сочли возможным дать инициативе зеленый свет. Проект уже поддержали отдельные депутаты и сенаторы, но пока не высказывался «за» никто из статусных лиц, чья поддержка, как правило, означает однозначное принятие законопроекта в скором времени. 

Собеседник «Вёрстки», близкий к руководству Госдумы, утверждает, что сейчас власти рассматривают возможность поддержать рождаемость с помощью стимулирующих мер, но «предлагать их будет президент» — вероятно, речь идет о льготах, которые по своему обыкновению объявляет Владимир Путин во время прямой линии или послания Федеральному собранию. Какие именно это будут послабления в правительстве пока окончательно не решили «из-за бюджетных сложностей».

«Женщины за жизнь» между тем работают в освоенном ими поле. Для того, чтобы беременная могла донести на родственника, близкого или врача, который посоветовал или предложил ей сделать аборт, фонд создал специальный чат-бот. При запуске бота он просит женщину сначала представиться и указать регион проживания. Затем бот предлагает описать ситуацию, когда «Вам или Вашим знакомым настоятельно предлагали прервать беременность (врач, отец ребёнка, работодатель, родные, друзья)». «Если склоняли врачи», женщине нужно написать название медицинского учреждения. Бот уточняет, сохранила ли женщина беременность, а затем просит оставить номер телефона или адрес электронной почты. 

Фонд «Женщины за жизнь» возглавляет православная активистка и ведущая телеканала «Спас» Наталья Москвитина. Она была фактическим автором первого — мордовского — регионального закона «о защите женщин от склонения к искуственному прерывания беременности» . Последние несколько лет Москвитина ездит по регионам, встречается с губернаторами и предлагает им на региональном уровне принять меры по профилактике абортов. На встречи они приносит коробку с муляжами эмбрионов. Кроме того, Москвитина и её команда проводят «антиабортные рейды» по больницам. Активисты проверяют, как в медучреждениях выстроена работа по отговариванию женщин от абортов. Сам фонд, согласно информации на сайте, поддерживают лично патриарх Кирилл, вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова, руководитель ФМБА Вероника Скворцова и ряд известных медиаперсон. 

Обложка: Дмитрий Осинников

Когда речь идет о политике, правда часто оказывается под угрозой. В наше время важно не молчать, и «Вёрстка»  продолжает рассказывать о политических процессах в России, раскрывая то, что кажется скрытым. Поддержите нас — вместе мы сможем сделать шаг к более прозрачному и справедливому обществу. Подпишитесь на ежемесячную поддержку «Вёрстки» сейчас, чтобы продолжать читать нас завтра!