В контрактах Минобороны для операторов БПЛА впервые появился пункт о возможности уволиться через год
Рекрутеры и эксперты считают это «заманухой» и «маркетинговым ходом»

В допсоглашении к контракту для операторов беспилотников, который начало рекламировать Минобороны, впервые появился пункт об увольнении через год службы при условии, если военнослужащий сам не изъявит желание продлить контракт, выяснила «Вёрстка». Экземпляр новых допсоглашений редакции показал сотрудник пункта отбора на службу в одном из восточных регионов России.
«Минобороны РФ […] увольняет с военной службы военнослужащего по истечении срока настоящего контракта (случае если военнослужащий не изъявил в установленном порядке желание заключить новый контракт о прохождении военной службы», — сказано в пункте «з».
Из приложения к контракту так же следует, что оператора беспилотных систем не смогут перевести на другие военные должности без его согласия.
Чтобы не пропустить новые тексты «Вёрстки», подписывайтесь на наш телеграм-канал
Это первый случай, когда Минобороны обещает контрактникам подобные привилегии
«Контракт абсолютно отличается: мечта, а не контракт, — прокомментировал условия службы сотрудник пункта отбора в разговоре «Вёрстке». — Все хотят туда перевестись, но это очень трудно, почти невозможно».

По его словам, текст этих дополнительных соглашений он встретил на службе ещё в конце 2025 года — и с начала мобилизации это первый случай, когда Минобороны анонсировало и прописано в контракте столько привилегий тем, кто согласится воевать в Украине.
Первый пост о «гарантированном увольнении» спустя год службы Минобороны опубликовало в своём телеграм-канале 20 января 2026 года. В рекламных роликах показали новобранцев, которые захотели проходить службу именно в войсках БПЛА: среди них, например, замдиректора московской школы и молодой человек, у которого был опыт управления дронами во время видеосъёмок свадеб.
«Мы со знакомым снимали свадьбы, у нас было две камеры и один беспилотник, мы чередовались, — рассказывает будущий контрактник. — Потом мой товарищ ушёл служить на коптерах БПЛА, и я решил последовать за ним, применить свой гражданский опыт в военной структуре, чтобы принести пользу стране».
Реклама контрактов с «гарантированным увольнением» стала появляться в телеграм-каналах городских администраций разных регионов.
В январе «гарантированное увольнение» спустя год службы предложили студентам НИУ ВШЭ. Однако позже в переписке с военным юристом Артёмом Клыгой из «Движения сознательных отказников» представители вуза уточнили, что речь шла о типовом контракте. Были ли в контрактах, предложенных студентам, дополнительные пункты с условиями увольнения через год, неизвестно.
«Такому контингенту никто поблажек не сделает никогда»
Предложенные лояльные условия могут быть связаны с более строгими критериями отбора для операторов беспилотников, которым основной поток подписывающих контракты не соответствует, поэтому набрать таких людей сложнее.
«Критически мало кандидатов, подходящих под требования. То есть 99,9% — это судимые маргиналы возраста за 50 лет. И через одного — ВИЧ. А для БПЛА требуются молодые и строго без судимостей», — рассказал «Вёрстке» частный военный рекрутер в Санкт-Петербурге Александр.

Он предполагает, что кампания Минобороны по набору операторов БПЛА на более привлекательных условиях может стать «заманухой» в том числе для тех, кто в итоге не подойдёт под критерии.
«Многие агентства сейчас устраивают маркетинговые ходы, заранее обещая устроит в конкретные части. Но по факту это именно что замануха. Если боец нормальный — у него есть все шансы попасть в нормальную часть. Но такому контингенту, который едет [на войну], никто поблажек делать не сделает никогда», — говорит Александр.
«Я считаю, что это просто наёбка от пиарщиков, — говорит источник «Вёрстки» в московском пункте отбора на Яблочкова. — Они [кандидаты] всегда приходят и говорят: «Нам сказали, на год можно». И даже если повезёт человеку попасть именно в БПЛА, через год он хуй чего докажет».
«Всё будет в доброй воли государства и Минобороны»
Пока действует указ Путина о частичной мобилизации в России, все типовые контракты автоматически продлеваются. Собеседники «Вёрстки» среди сотрудников центров отборов на службу, рекрутеров и военных юристов говорят, что даже вынесенный в контракт пункт об увольнении сложно назвать гарантией — и по факту всё будет зависеть или от установок сверху, или от отношений конкретных военнослужащих со своими командирами.
«Демобилизации не было, и все должны служить пока Путин не подпишет соответствующий указ», — сказал «Вёрстке» один из региональных организаторов набора в войска БПЛА. По его словам, операторов БПЛА могут начать отпускать домой через год, если президент захочет соблюсти обещания. При этом он уточнил, что методы убеждения остаться на фронте могут быть «самыми широкими».
Военный юрист Алексей Табалов также говорит, что спустя год после заключения контракта могут появиться более веские основания, чтобы военнослужащего не увольнять.
«Это уже может быть волей командира части или подразделения — перезаключать с военнослужащим контракт или нет. Но скорее всего будут перезаключать, потому что указ Путина [о мобилизации и автоматическом продлении контрактов] — это один из высших нормативных актов, и то, что сказано в контракте, не может этому противоречить. Возможно, я допускаю такое, чтобы не нагнетать панику или страх, они сделают показательные выступления и через год кого-то уволят», — считает Табалов.
Он говорит, что кампания по набору операторов БПЛА может быть нацелена на людей с образованием — «не глупых, которые моментально считывают все риски и подвохи», и Минобороны могли принять решение прописать новые условия на бумаге, чтобы это выглядело порядочно.
«Но говорить о безусловном приоритете пунктов контракта невозможно, пока действует указ Путина, — отмечает Табалов. — Всё будет в доброй воле государства и Министерства обороны».
«Через год, может, и война кончится, — смеётся источник «Вёрстки» в военном комиссариате одного из сибирских регионов. — Есть и ещё один фактор: те, кто идут на оператора дронов интересуются дальнейшей карьерой в технологическом секторе и это всячески сверху приветствуется, потому что есть понимание, что с людьми делать дальше. Так что это попытка привлечь тех, для кого это трамплин, а не только заработать денег».
По его словам, «гарантий во время войны спрашивать неправильно».
Фото: Военнослужащий отдельного инженерного подразделения Южного военного округа управляет беспилотником во время прохождения интенсивного курса боевой подготовки. 19 января 2026 года. REUTERS/Sergey Pivovarov
Поддержать «Вёрстку» можно из любой страны мира — это всё ещё безопасно и очень важно. Нам очень нужна ваша поддержка сейчас