Изоляция и модификация: как россияне защищаются от мессенджера Max
Десятки тысяч пользователей установили моды, которые ограничивают функции «национального мессенджера»

С середины лета россиянам навязывают Max — в него загоняют школьников и их родителей, бюджетников с чиновниками и даже родственников военных. Но из-за уязвимостей и доступа властей к личным данным все больше пользователей пытается как-то обезопасить себя от национального мессенджера. Как выяснила «Вёрстка», десятки тысяч россиян скачивают моды, которые «кастрируют» мессенджер, покупают второй телефон или ставят Max только на рабочий компьютер.
Чтобы не пропустить новые тексты «Вёрстки», подписывайтесь на наш телеграм-канал
«Дырявая приблуда»
«Прямым текстом сказали: заводите себе второй телефон специально под Макс». Так Алексейi, работник одной из московских бюджетных организаций, описывает «Вёрстке» процесс внедрения «национального мессенджера».
Его коллектив начали переводить в Max в августе по инициативе московских властей. Руководство на местах, похоже, не горело желанием ставить мессенджер на основной телефон, поэтому сразу предложило завести дополнительный гаджет. Более того, по словам Алексея, начальник даже не хотел быть администратором группы.
«Он сказал моему коллеге, чтобы он сделал чат и всех туда пригласил. Типа ему лень разбираться в Максе. Прикол в том, что начальника до сих пор в этой группе даже нет», — смеется собеседник «Вёрстки», добавляя, что установку мессенджера проверяли сотрудники московской администрации.
Алексей не решился установить приложение на свой основной смартфон и последовал совету руководства. Max он называет «дырявой приблудой и «прямой линией с товарищем майором»
«Не то чтобы я что-то скрывал, но никогда не знаешь, что они решат против тебя использовать. Не хочется чтобы мои личные переписки кто-то читал», — объясняет Алексей свое решение. По его словам, «буквально весь» коллектив поступил также.
Мужчина продолжает пользоваться Telegram и WhatsApp на своем основном телефоне. Общается с друзьями и родными, используя VPN. «Все звонки проходят нормально, родителям тоже поставил впн чтобы звонить», — рассказывает он.
Второй смартфон — распространенное решение для россиян, которые не хотят ставить Max на свой основной гаджет из-за опасений утечки персональных данных или доступа к телефону со стороны силовиков.
Чем опасен Max
Приложение активно собирает информацию о пользователе: события взаимодействия (клики, покупки, действия в приложении), персональные данные (возраст, контакты, идентификаторы, язык интерфейса), источники установки и диплинки.
Для работы трекера активности мессенджеру требуются почти все ключевые разрешения: доступ к камере, микрофону, геолокации, контактам, файлам, аккаунтам, уведомлениям, установке APK и захвату экрана.
Службы приложения обеспечивают непрерывный сбор данных даже при выключенном экране и в фоновой режиме. Даже черновики сообщений и удалённые до отправки материалы могут сохраняться на серверах.
При этом эксперты RKS Global не смогли выявить случаи неправомерного доступа приложения к камере, местоположению, микрофону, уведомлениям, контактам, фото и видео.
Стоит отметить, что любые российские приложения, включая Мax, могут фиксировать, где приблизительно находится пользователь. Это означает, что силовики с помощью Системы оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), которую обязаны устанавливать у себя все операторы связи, тоже могут получить эту информацию.
«Вообще за каждым есть за что прийти»
Специально для «национального мессенджера» Алексей за несколько тысяч рублей купил подержанный телефон одной из старых моделей. «Вёрстка» обнаружила на «Авито» десятки объявлений, в которых россиянам предлагают такие гаджеты в качестве второго устройства «под Макс»:
«Телефон в школу для мессенджера МАХ»
«Отличнo пoдoйдет для мeccенджeрa Maкc»
«Мессенджер Max поддерживается»
Такими описаниями пестрят объявления о продаже телефонов на площадке. Об этом же пишет проект «Можем объяснить», который ссылается на статистику поисковых запросов в «Яндексе». Сразу после введения требований об установке Max россияне начали искать на маркетплейсах дешевые телефоны специально для мессенджера. В августе в статистике браузера впервые был зафиксирован запрос «дешевый смартфон для макс».

Дополнительные устройства покупают себе учителя, школьники, бюджетники и чиновники. Прибегают к этому и высокопоставленные чиновники, которых одними из первых обязали переходить в Max, чтобы своим примером воодушевить россиян. Но даже они переходят в «национальный мессенджер» крайне неохотно, поскольку «никому не нравится когда твои переписки читает кто-то еще кроме адресата».
Высокопоставленный чиновник из Сибири говорит «Вёрстке», что в его кругу приложение ставят на «резервный телефон» или на основной, но без «разрешений и допусков». Его коллега из Дальневосточного федерального округа добавляет, что в некоторых подразделениях региональных и муниципальных администраций чиновники «просят сисадминов» найти приложения для звонков «которые еще не заблокировали» и договариваются пользоваться между собой именно ими.
«Max тоже стоит, но его либо не используют, либо формально показывают что используют — например, ведя там полумёртвые рабочие переговоры. Ну а реальное общение идёт в другом мессенджере. У нас, например, какой-то корейский», — говорит он.
Собеседник «Вёрстки» в Госдуме на вопрос о том, не ставят ли его коллеги Max на второй телефон ответил, что «для работы давно отдельная служебная труба».
Некоторые чиновники и вовсе умудряются обходится без «национального мессенджера».
«Вообще за каждым есть за что прийти. У меня ощущение, что мы все тут как Улюкаев, нас всех любезно приглашают и дают корзинкуi, только такое облегчение с прослушкой», — жалуется «Вёрстке» сотрудник правительства одного из регионов Сибири. По его словам, сам он пока обходится без мессенджера, но дал указание поставить его для работы своей помощнице. «Потом придется ставить, ну а что делать?», — резюмирует он.
«Коллеги пока не очень используют телефоны для Max. Пока ещё есть [к мессенджеру] недоверие. Ставят на служебные компьютеры, туда перенесены все рабочие чаты, но в частной жизни по-прежнему используют Telegram и WhatsApp», — рассказал «Вёрстке» чиновник одного из приграничных регионов. Он уверен, что «со временем в Max перейдут все».
Еще один собеседник — топ-менеджер одной из госкорпораций — на вопрос «Вёрстки» ответил коротко: «кастрировал модами». Речь идет о программных модификациях, которые ограничивают доступ мессенджера к данным телефона.
«Популярны у младшего поколения»
Подобные модификации для Max начали появляться в телеграме, а также на профильных форумах в середине лета.
«Надоела слежка и нежелательные разрешения? Наш мод — это модифицированная версия приложения Max, созданная для повышения вашей конфиденциальности и безопасности!», — говорится в сообщении одной из таких групп.

«Вёрстка» обнаружила как минимум три модификации, которые популярны у российских пользователей. Это reMax, WhiteMax и «Зеленый Макс». Все они предлагают примерно одинаковый функционал — отключение инвазивных разрешений, трекеров активности и фоновой активности, блокировку функций снятия отпечатков устройства и сетевых запросов.
«Большинство мододелов очищает Max от „опасных“ по их мнению разрешений. Также есть практика удаления аналитики и телеметрии. Устанавливаются они как любое приложение, ничего сложного там нету», — рассказывает один из активных пользователей форума. Он выкладывает модификации и апдейты напрямую от разработчиков.
Идея создать моды, по словам одного из разработчиков, родилась после появления информации о том, что в мессенджере будут принуждать регистрироваться. Другой сказал, что ему «самому нужно было подобное». Еще один создал сборку «по чистой случайности».
«Изначально один из коренных разработчиков, и по совместительству мой друг, из интереса решил посмотреть как работает Max. И после небольшого разбирательства выпустил CleanMax — где вырезан сбор и отправка доп. телеметрии на трекеры, и другие интернет ресурсы. Потом этим заинтересовался я, и по чистой случайности у меня вышло сделать неплохую модификацию. Плюсом чтение удаленных сообщений — чего на данный момент нет ни у одного мода», — говорит он.
Мессенджер Max далеко не единственный, на который в сети есть различные модификации. Они есть практически для любого сервиса. Обычно они ограничиваются утилитарным функционалом — меняют дизайн или предлагают удобные нововведения. Но в случае с Max, речь в первую идет о безопасности данных пользователей.
«Суть модов на макс — минимизация возможной опасности, если такая есть, от оригинала, в плане предполагаемой кражи данных с телефона. Ставится он установкой приложения», — объясняет «Вёрстке» один из разработчиков.
По сути, модификации — это уже готовые сборки, которые устанавливаются вместо клиента Max. То есть самого «национального мессенджера» на телефоне быть не должно. Разработчики говорят, что процесс установки простой, но далеко не все готовы делать что-то выходящее за рамки взаимодействия с Google Play или App Store.
«Люди, честно, тупые прям, Некоторые спрашивают, сам файл, Даже блять во вложениях чата не смотрят. Сразу им все дай», — пишет один из собеседников.
По данным, которые он предоставил «Вёрстке», только на профильном форуме различные модификации Max скачали более шести тысяч раз. Точных данных по скачиваниям в Telegram разработчики предоставить не смогли, сказав лишь, что речь идет о более чем 50 тысяч человек, которые скачали моды. По оценкам собеседников «Вёрстки», число пользователей модификаций доходит до 30–60 тысяч человек.
Аудитория таких приложений, по оценкам разработчиков, молодая — 15–25 лет, в основном те, кто боится вторжения в свою частную жизнь.
«У младшего поколения достаточно сильно популярны, из-за того что большая часть рекламы таких модов находится в TikTok, там же где и рассказы о том, что Max страшнейший вирус на планете», — объясняет один из разработчиков.
«Под дулом пистолета не скачаю»
«Нас в школе заставляют его скачивать, а этот вирус качать не хотелось бы», — рассказывает «Вёрстке» одна из пользовательниц мода. По ее словам, классный руководитель в школе проверяет установку «национального мессенджера» на телефонах у учеников. В ее классе поставили пока не все — 17 из 25 человек.
Еще один пользователь мода сказал, что поставил его, чтобы избавиться от мониторинга. При этом он считает, что навязывание мессенджера «наверное, необходимо».
«Если мы хотим сделать отечественный продукт. Мы привыкли и нас общество подталкивает к тому, что отечественное это ерунда. Но учится надо», — говорит он.
Примерно такие же настроения царят в комментариях под сообщениями в пабликах «мододелов» в телеграме.
«Даже под дулом пистолета оригинал не скачаю, нахуй нужен. Прогнуться под систему хуже, чем стать её жертвой»
«Спс за данную версию, просто меня на атомы уничтожат скора из-за того что я Макса не качаю»
«Нас 1 сентября в колледже заставляли качать и мы всей группой скачали ваш мод :)»
В одной из групп в телеграме недавно провели опрос «Когда вы захотели/вас заставили скачать MAX, вы изначально скачали мод?». Около 5 тысяч человек ответили. Из них почти половина (47%) сразу скачали модификацию, 42% ответили, что у них нет ни оригинала ни мода.

Несмотря на довольно внушительный интерес разработчики утверждают, что ничего не зарабатывают. «Это некая толерантность, мол мы понимаем беду и не хотим на ней наживаться», — говорит один из «мододелов». Моды доступны бесплатно и никакой рекламы в группах пока нет.
Вероятно поэтому сам мессенджер пока никакого интереса к мододелам не проявил. Хотя разработчики напрямую писали в Max и получили ответ, что «модификации не предусмотрены правилами». За такое нарушение может грозить блокировка аккаунта. В одном из пабликов в телеграме обсуждали такой случай. Разработчик малоизвестного мода выложил скрин, где указано, что его аккаунт заблокировали. Он связал это со своей деятельностью — «это знак качества, мой мод настолько хорош, что меня забанили».
«Изолирую мессенджер за 1000 рублей»
В других сегментах, впрочем, появились те, кто пытается заработать на беспокойстве россиян по поводу безопасности их данных. Например, на «Авито» появилось предложение «изолировать» мессенджер на устройстве. Всего за тысячу рублей мужчина по имени Евгений обещает создать безопасный «рабочий профиль».
«Народ озабочен тем, что Max получит доступ к установленным приложениям, контактам и тд. Есть штатный инструмент в андроиде для разграничения личных приложений, контактов и тд и корпоративных приложений контактов и тд. Так называемый рабочий профиль как альтернатива отдельного рабочего, залоченного телефона, со всем предустановленным работодателем и без права доступа. Предлагаемая изоляция это оно и есть. Только в роли администратора рабочего профиля выступать будете тоже вы», — объясняет мужчина «Вёрстке». Насколько популярна такая услуга, неизвестно. «Вёрстке» удалось найти лишь одного такое объявление.
На «Авито» также есть предложения купить телефон сразу с «безопасной версией» приложения Max. Продавец не смог пояснить «Вёрстке» о чем идет речь, лишь отметив, что там установлен мессенджер с «вырезанной слежкой».
Max появился в услугах некоторых компьютерных мастеров. Кто-то предлагает за деньги установить приложение, другие — удалить, третьи — перевести канал в «национальный мессенджер». Стоит такой сервис обычно в пределах нескольких тысяч рублей.
«Пoчему cтoит выбрaть меcсeнджер Mакс? Этo cамый пpoвеpенный и нaдeжный мeсcенджеp для общeния в Росcии. Он разработан с учетом наших приоритетов», — утверждает автор одного из таких объявлений. Установить мессенджер он готов за 500 рублей, а чтобы удалить «патриотичное» приложение придется заплатить в шесть раз больше — 3000 рублей.
Обложка: Дмитрий Осинников
Поддержать «Вёрстку» можно из любой страны мира — это всё ещё безопасно и очень важно. Нам очень нужна ваша поддержка сейчас. Как нам помочь →