«А где-то сверху смотрит Маск и грустно улыбается». Как из-за выборов власти Камчатки поставили регион на грань информационного коллапса
Ключевой оптоволоконный кабель не могут починить уже полгода

Прошедшие выборы губернатора на Камчатке могут обернуться настоящим коллапсом связи в регионе. По информации «Вёрстки», на время кампании, завершившейся 14 сентября, власти поставили на паузу все возможные «непопулярные» работы — включая необходимый ремонт оптоволоконного кабеля на дне Охотского моря. Теперь заменить его не могут из-за наступившего сезона штормов, а обрыв линии может привести к длительной потере быстрого интернета у подавляющего большинства камчатцев. Местные жители в соцсетях винят в происходящем главу региона Владимира Солодова, которому с трудом удалось переизбрать на второй срок.
Чтобы не пропустить новые тексты «Вёрстки», подписывайтесь на наш телеграм-канал
Скоростной интернет всех 288 тысяч жителей Камчатки зависит от одного оптоволоконного кабеля на дне Охотского моря. Он давно требует ремонта — и «Ростелеком» должен был заняться этим ещё в мае. Но необходимые работы угрожали жителям Камчатки множеством неудобств. Зампред краевого правительства Николай Киселёв говорил, что из-за на ремонта кабеля на срок «от двух до десяти дней» в регионе полностью пропадёт любой интернет, кроме спутникового. «Нужно запастись терпением. Будут обеспечиваться минимальные сервисы, важные для жизнеобеспечения региона — но не такие, к которым мы привыкли: вайфай дома на скоростях до 100 мегабит и больше, IPTV, скачивание фильмов в различном формате и Rutube в режиме качества — это зарезервировать невозможно, это только возможности ВОЛС [оптоволоконной линии]», — говорил чиновник в эфире местного радио «Камчатка 1».

Представители властей региона даже указывали, что далеко не все важнейшие сервисы будут подключены к сети через спутник. К примеру, в оффлайн на время работ должны были уйти сертификационные сервисы «Меркурий» и «Честный знак», эквайринг обещали сохранить только для крупнейшей местной сети АЗС «ННК» и «Сбера», а стабильную связь – для офиса «Аэрофлота» и государственного управленческого аппарата.
В региональном минцифры сообщали, что если кабель вовремя не отремонтировать, его обрыв оставит полуостров без скоростного интернета «на несколько месяцев».
Однако работы несколько раз переносили: сначала с мая на июль, затем на август, в итоге – на конец сентября. Осенью водолазы были вынуждены снова отложить работы. На этот раз — из-за ухудшения погоды в Охотском море. Зампред регионального правительства Киселёв даже объяснял, что для подводной части ремонта необходим штиль, которого ни в конце сентября, ни в начале октября на нужное количество времени — около двух суток — не было. В ближайшие дни нескольких дней нужной погоды также не предвидится.
Летние переносы сроков «Ростелеком» никак не объяснял. Учёный-океанолог, попросивший «Вёрстку» не публиковать его имя, рассказал, что с погодой это связано быть не могло: сезоны штормов в районе Охотского моря происходят регулярно, и они вполне прогнозируемы. А идеальная для работ погода, по данным специализированного сервиса Ventusky, отслеживающего высоту волн и шторма, была как минимум, почти всю первую половину августа.
Что за кабель?
Оптоволоконную линию по дну Охотского моря между Сахалином, Камчаткой и Магаданской областью по заказу «Ростелекома» и китайской Huawei в 2015—2016 годах прокладывала британская компания Global marine. До Камчатки линия идёт из сахалинского города Оха по дну моря, и выходит на сушу в Усть-Большерецке, а уже оттуда доходит до столицы региона Петропавловска-Камчатского и уходит на север, до Чукотки. Оператором линии стал «Ростелеком». Все частные проекты по прокладке альтернативных кабелей так и остались на бумаге — количество потенциальных абонентов Камчатки и Чукотки лишь немного превышает 300 тысяч, что делает подобные работы, фактически, неокупаемыми. Таким образом, весь быстрый интернет сразу двух северо-восточных регионов регионов страны «повис» на одном подводном кабеле, которому и потребовался плановый ремонт.
Но камчатские власти не могли доставлять неудобства местным жителям ни поздней весной, ни летом. Дело в том, что в разгаре была кампания по переизбранию на второй срок губернатора-единоросса Владимира Солодова.
«А мог бы и проиграть»
Глава региона входил в кампанию с крайне низким уровнем поддержки. Источник «Вёрстки» на Камчатке и собеседник, близкий к президентской администрации, тогда говорили, что Солодова поддерживают чуть более 30% жителей при антирейтинге, перевалившем за 50%. В региональном правительстве пытались переломить ситуацию за счет демонстрации крупных успехов. Сосредоточить пиар-усилия решили на двух крупнейших стройках региона: нового комплекса зданий краевой больницы (более 13 млрд рублей из местной и федеральной казны) и нового терминала аэропорта (свыше 10 млрд рублей). Источники «Верстки» сообщали, что на открытие воздушной гавани местные чиновники даже ждали Владимира Путина, но тот до Камчатки перед выборами так и не долетел. А по дороге на Аляску предпочел посетить Чукотку.

В неработающую больницу, расположенную на окраине Петропавловска, краевые власти организовали автобусные экскурсии. А терминал открыли, фактически, недостроенным. Недоделки были настолько заметны, что аэропорт во время визита на полуостров не стал хвалить даже полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев — хотя он считается «патроном» Владимира Солодова. А избранная от региона вице-спикер Госдумы Ирина Яровая критиковала качество работ прямо во время ежегодного отчета Солодова перед региональными депутатами, традиционно — «парадного» мероприятия.
Спасать кампанию Солодова в мае в регион приехала целая группа политтехнологов, самая известная из которых — Мария Сергеева, бывшая сотрудница президентской администрации и экс-советница бизнесмена Олега Дерипаски. К этому моменту ко всем проблемам жителей региона добавился еще и дорожный ремонт. Так, власти закрыли целый ряд ключевых магистралей, включая центральную улицу Петропавловска-Камчатского – Ленинскую. Город встал в длинных пробках, и хорошего настроения избирателям это не добавило.
«У нас был выбор – либо осваивать все возможные федеральные деньги, либо отказываться от каких-то работ без гарантий, что в будущем Москва даст на них денег. Выбрали первое, и начали копать сразу везде. Что оказалось явным рассинхроном с предвыборной кампанией», — оправдывался в беседе с журналистом «Вёрстки» один из краевых чиновников. Косвенно ошибкой это признавал и сам Владимир Солодов во время своего уже упомянутого отчета.
Приехавшие политтехнологи по-своему исправляли ситуацию. Регион буквально завалили агитацией за «Народную программу» губернатора, в которую включали все бюджетные проекты — от локального благоустройства до краевой больницы, а рассказывали о ней из всех утюгов — от динамиков в торговых центрах до сюжетов на местном ТВ.
При этом явку нелояльных избирателей на выборы старались уменьшать. Ни о дате голосования, ни об адресах участков практически нигде и никак не упоминали. Даже краевой избирком на этот раз не запустил традиционную массовую почтовую рассылку.
Конкурентов Солодова, которые потенциально могли оттянуть у него голоса, до выборов не допустили. Например, местную журналистку Александру Новикову сначала выдвинули от «Справедливой России – За правду!», но уже через несколько дней федеральное руководство партии отозвало ее кандидатуру. Дошедшие же до выборов соперники Солодова в приватных беседах жаловались на «жёсткие ограничения» в агитации, которые им поставили чиновники.
«Приезжие специалисты добились, что все работы, напрягающие жителей, либо были перенесены, либо поставлены на паузу», — добавляет «Вёрстке» местный чиновник. В качестве примера он приводит как раз перенос ремонта кабеля, а также частичное открытие перекрытой Ленинской и заморозку работ на еще одной важной городской магистрали — улице Высотной, фактическом дублёре Ленинской. «При высокой явке и сколько-нибудь сильном сопернике губернатор Камчатки Солодов нарвался бы на второй тур. А там гипотетически мог бы даже проиграть», — констатировал в начале сентября ранее работавший на Камчатке политолог Константин Калачёв.
В таких условиях чуть ли не главной «позитивной» темой кампании Солодова стала борьба с последствиями сильного землетрясения магнитудой 8,8 баллов, случившегося на Камчатке в ночь на 30 июля. Губернатор публично занимался ликвидацией его последствий и хвалил местных жителей, проявивших смелость в момент катаклизма. Например, врачей одной из местных больниц, которые смогли продолжить операцию, несмотря на подземные толчки. Последствия катаклизма Солодов обсуждал за неделю до выборов с Владимиром Путиными во Владивостоке. Стоимость восстановления поврежденных объектов оценивается до сих пор, а афтершоки жители полуострова ощущают и сейчас чуть ли не каждый день.
«Места красивые. Но как там люди выживают, я так и не понял»
Выборы состоялись 12–14 сентября. Солодов их выиграл, набрав 67,8 тысяч голосов — почти столько же, сколько в 2020 году. Но если тогда он получил более 80% голосов, то в этот раз у него оказалось лишь 62,97%. Причем, в нескольких обычно лояльных власти северных районах полуострова губернатор не получил необходимых для победы в первом туре 50%, а в Быстринском и вовсе проиграл коммунисту Роману Литвинову (33,19% против 39,69%). Исход выборов решила низкая явка избирателей в столице региона и лояльное голосование в его южной части.

Уже на следующей неделе все «замороженные» проблемы камчатцев вернулись. Помимо критически важного ремонта кабеля, в столице региона вновь начались дорожные работы, поставившие город в ежедневные пробки. Розничные цены на бензин, летом почти стоявшие на месте, за вторую половину сентября поднимались дважды. Из продажи внезапно пропали льготные авиабилеты во Владивосток для местных жителей, появившиеся прямо накануне выборов. Новый корпус краевой больницы так и не был открыт, а её главврач Андрей Кисляков вместе с замом Олегом Кузьменковым в конце сентября уволились и уехали работать в Алтайский край. Слухи в медицинской среде Камчатки прямо связывают это с нежеланием обоих руководителей участвовать в переезде больницы в новое здание, где, якобы, обнаружились «критичные технические недостатки». Кисляков не ответил на звонки «Вёрстки», а публичных комментариев об этом власти не давали.
То, что в регионе никак не могут решить насущные проблемы, местные жители напрямую связывают с выборами «Очкастого», «Хобота» и «Слонёнка», как оскорбительно называют на полуострове Солодова. Один из самых популярных комментариев в telegram-канале местного СМИ в ответ на вопрос, почему необходимые работы не провели раньше, звучит так: «Ради переназначения Солодова! Что тут непонятного?» Некоторые пользователи иронизировали, намекая на спутниковый скоростной интернет от Starlink Илона Маска: «А где-то сверху смотрит Маск и грустно улыбается».
Сроки работ с подводным кабелем собираются сдвигать и в октябре. А камчатские СМИ со ссылкой на обсуждения связистов говорят, что ремонт и вовсе могут перенести на 2026 год. Местные жители относятся к этим сообщениям все менее серьезно: если в конце сентября, после объявления о грядущих работах, на заправках и у банкоматов был настоящий ажиотаж, то в начале октября повышенного спроса на топливо и наличные больше не отмечалось.
Свежих данных опросов о популярности камчатского губернатора и удовлетворенности работой властей пока нет. Но в проекте федерального бюджета на 2026 год Камчатка вошла в топ дотационных регионов, наряду с ДНР, Дагестаном и Чечнёй. А один из работавших на кампанию Солодова этим летом политтехнологов, после возвращения с Камчатки, описал «Вёрстке» свои впечатления так: «Места невероятно красивые. Но как там люди выживают, я так и не понял».
Фото: Извержение вулкана Шивелуч после землетрясения на Камчатке. 18 августа 2024 года. Viktor Frolov via Reuters Connect
Когда речь идет о политике, правда часто оказывается под угрозой. В наше время важно не молчать, и «Вёрстка» продолжает рассказывать о политических процессах в России, раскрывая то, что кажется скрытым. Поддержите нас — вместе мы сможем сделать шаг к более прозрачному и справедливому обществу. Подпишитесь на ежемесячную поддержку «Вёрстки» сейчас, чтобы продолжать читать нас завтра!