Власти запланировали почти полное сокращение госрасходов на «русский народный электромобиль» в этом году

Вероятно, у проекта нет шансов на реализацию в ближайшие годы

Власти сократят субсидии НАМИ на «русский народный электромобиль» более чем в 50 раз

Расходы России на создание национальной модульной платформы для производства автомобилей по итогам этого года планируют сократить с изначально заложенных 25,6 млрд рублей в 51 раз — до 0,5 млрд рублей, выяснила «Вёрстка», ознакомившись со сводной бюджетной росписью на этот год. 

Кроме того, на 2026 год траты на этот проект сократятся ровно вдвое — с 25,6 млрд будет 12,8 млрд рублей. То же самое произойдет и в 2027‑м — с 36,6 млрд расходы намерены урезать до 18,3 млрд. В 2028‑м пока планируют потратить те же 18,3 млрд, следует из внесенного в Госдуму проекта бюджета на соответствующие годы.  

Эти субсидии научному институту «НАМИ» (производит президентские автомобили Aurus) на создание национальной инновационной модульной платформы. То есть шасси, ходовой части, электро- или гибридного привода, элементов электроники и других компонентов, пояснил «Вёрстке» экономист, профессор Кавказского университета Вахтанг Парцвания. 

Чтобы не пропустить новые тексты «Вёрстки», подписывайтесь на наш телеграм-канал

Эксперты считают, что проект отечественного электромобиля не имеет смысла

«Сокращение бюджетных расходов на проект «русского народного электромобиля» выглядит вполне закономерно. Власти, по сути, признали, что реализовать этот замысел в нынешних условиях просто невозможно», — говорит эксперт.

По его словам, при нынешнем уровне технологий, санкционном давлении и ограниченном спросе проект «народного электромобиля» не имеет экономического смысла. «Его производство в России лишено перспектив. У проекта нет шансов на реализацию в ближайшие годы, он фактически зашел в тупик», — сказал аналитик. 

Власти сократят субсидии НАМИ на «русский народный электромобиль» более чем в 50 раз
Кузов автомобиля разработки НАМИ

Парцвания отметил, что производство электромобилей — крайне технологически сложный процесс, который требует компетенций в разработке аккумуляторов, электродвигателей, силовой электроники и систем управления. Для этого нужны литий, никель и кобальт, а также инфраструктура для зарядки и переработки батарей. «Ничего этого в России в промышленном масштабе нет», — добавляет он.

Кроме того, указывает Парцвания, в мире нет такого электрокара, который создавался бы в пределах одной страны: это глобальная отрасль, основанная на международной кооперации, в том числе с поставщиками из Европы и Азии. «Российский автопром из-за санкций фактически отрезан от поставок ключевых компонентов и технологий, а зарубежные партнеры просто не готовы работать с подсанкционными компаниями. Даже технологические площадки, где пытались запустить подобные проекты, типа Технополиса “Москва”, уже сами попали под ограничения», — говорит эксперт.

Продажи электромобилей в России остаются крайне низкими

На основе модульной платформы можно было бы выпускать разные модели машин — гольф-класса, среднего и бизнес-класса — с разными кузовами и характеристиками. На единой платформе один или несколько производителей могли бы разрабатывать «русские народные электромобили», заявила год назад на ПМЭФ президент компании ТВЭЛ (создает батареи для электротранспорта, входит в «Росатом») Наталья Никипелова. В Минпромторге также поясняли, что с помощью платформы могли бы делать и гибриды. 

При этом продажи электромобилей в России остаются крайне низкими — около 18 тысяч машин за прошлый год, то есть чуть больше 1% от общего объема рынка. Это слишком мало, чтобы оправдать миллиарды рублей инвестиций и запустить массовое производство, считает Парцвания.

Согласно утвержденной в 2018 году Стратегии развития автопрома, доля электромобилей в общем объеме продаж машин в России должна была достичь 4–5% в период с 2020 по 2025 годы. Ежегодно это 85–100 тыс. машин, в основном легковых. Но, по данным агентства «Автостат», в 2020‑м году россияне купили только 687 новых электромобилей, в 2021‑м — почти 2,3 тысячи, в 2022‑м — 3 тысячи, в 2023‑м — 14 тысяч, в 2024‑м — 17,8 тысяч. В первые годы лидерство было у американских (Tesla), европейских (Jaguar, Porsche, Audi) и японских марок (Nissan), затем — у китайских (Zeekr) и российских. Но последние, «Москвич» и Evolute, продали в прошлом году только 1,8 тысяч и 1,2 тысячи машин соответственно, что не позволяет говорить об успешности реализации стратегии. 

Напомним, ранее мы рассказывали, что россияне планирующие покупку электромобиля или заряжаемого гибрида, пытаются успеть это сделать до 1 ноября. Из-за новых ставок утилизационного сбора с ноября стоимость этих авто существенно возрастёт. Узнать, сколько будут стоить машины по новым правилам можно, воспользовавшись калькулятором утильсбора от «Вёрстки».

Фото: Визуализация платформы водородного автомобиля. НАМИ

Поддержите «Вёрстку» — это важно и безопасно →